Рафтинг для начинающих, сплав по горным рекам

Цель статьи — помочь читателю с наименьшим риском для жизни и с максимальными положительными эмоциями окунуться ( рафтинг не для аквафобов ! ) в бурный и головокружительный мир сплава по белой воде. Статья поможет выбрать судно и снаряжение для самостоятельного сплава, а если Вы ограничитесь участием в сплаве коммерческом, заставит окружающих смотреть на Вас с уважением и почтением как на опытного рафтера.

Подробный обзор

КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ НА РАФТИНГЕ Рафтинг – это сплав по горным и равнинным рекам на специальной лодке, рафте, обладающей высокой плавучестью и устойчивостью на воде. Люди, которые никогда не занимались рафтингом, думают, что рафт – это обычная надувная лодка. На самом деле, это не так. Основное отличие заключается в том, что он состоит из нескольких надувных независимых частей. А сам материал гораздо прочнее резины. Таким образом, у «судна» цельное надувное дно, баллоны-борты и две-три поперечные банки. Если один из баллонов выходит из строя, то рафт все равно удерживается на плаву. «Ваша защита должна идеально подходить к фигуре, а шлем – к голове. Ни в коем случае нельзя пользоваться экипировкой, которая больше вашего размера. Во время сплава не вздумайте снимать шлем или жилет. Не забывайте взять с собой несколько пар кроссовок, рюкзак, солнцезащитные очки и теплую одежду», – сказал Галкин. Начинающие рафтеры часто не знают, что веслом очень легко можно нанести травму как себе, так и члену своей команды. Чтобы этого не произошло, одну руку нужно держать в десяти сантиметрах от лопасти весла, а другую – на рукояти. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ ВЫПАЛИ ИЗ РАФТА Основная опасность рафтинга заключается в риске выпасть из плавучего средства. «Чтобы не вылететь из рафта, в случае удара или столкновения с камнем или корягой, необходимо держаться за веревку, которая располагается по периметру судна. Если вы все же выпали из лодки, постарайтесь как можно быстрее схватиться за эту веревку. Если такой возможности нет, то член вашего экипажа должен подать вам весло», – говорит тренер. Однако бывают и более опасные моменты, когда нет возможности схватиться за весло. В таких случаях нужно попросить членов команды бросить вам спасательную веревку. Как только вы за нее ухватитесь, переворачивайтесь на спину. Если вы новичок и никогда не занимались рафтингом, оставьте идею самостоятельного сплава, даже если все члены вашей команды опытные рафтеры. Первые три-четыре сплава необходимо пройти вместе с инструктором. После этого вы можете выйти на реку самостоятельно. К наиболее доступным и приспособленным для безопасного, но захватывающего рафтинга среди начинающих странам относятся Турция, Россия, Черногория, Хорватия, Финляндия, Абхазия и Непал. КАК ПРАВИЛЬНО СПЛАВЛЯТЬСЯ НА БАЙДАРКЕ Еще один популярный вид экстремального вида спорта – этой байдарки. Они представляют собой узкие и легкие спортивные лодки без уключен. Байдарочный сезон начинается довольно рано – в самом начале мая. «Байдарки хороши тем, что вам не придется особо выбирать, какую купить или арендовать», – поясняет Галкин. Все дело в том, что в продаже существует только две модели: двухместная «Таймень-2», и трехместная «Таймень-3». В случае аренды вы будете иметь дело, скорее всего, с маркой «Салют». Технически она ничем не отличается, просто выглядит грубее. Но, если у вас «Салют», то рекомендуется обшить острую кромку толстой тканью, чтобы не порезаться». В отличие от рафтов, байдарки нужно собирать. И лучше всего в первый раз попробовать это сделать в домашних условиях. Для этого следуйте инструкции, но ни в коем случае ничего не отрезайте и не подгоняйте. «Главный вопрос, который встает перед начинающим спортсменом, встает еще до начала сплава. Вам необходимо понять, как вы планируете управлять лодкой, с помощью руля или весел. Если вы хотите выполнять маневры быстрее и легче, то выбирайте руль. Если же вам не хочется заниматься сборкой руля или вы боитесь им за что-то зацепиться, берите весла», – добавил эксперт. Основное, чему вам нужно научиться на байдарках, – это правильная гребля. Еще в процессе обучения следите за тем, чтобы весла были развернуты лопостями под прямым углом. В противном случае вы не сможете управлять байдаркой, если начнется ветер. Кстати, часто начинающие байдарочники при гребле зрительно путают свои весла с веслами членов своей команды. Чтобы этого не происходило, поставьте на них какую-то пометку. «Помните о том, что загружать и разгружать байдарку можно только на глубине 20-см, иначе вы порежете оболочку. Посадка людей в байдарку осуществляется на такой же глубине. Сначала садятся матросы с веслами, после, отталкиваясь от берега, садится капитан», – сказал Галкин. Причаливать к берегу разрешается только против течения боком. Если вы будете приставать носом, то рискуете сломать байдарку. «Если на вас надвигается волна, разворачивайте байдарку носом к волне, чтобы она не опрокинулась. Если это все-таки случилось, ни в коем случае не переворачивайте ее обратно, а буксуйте к берегу. Только там можно вернуть ее в плавучее состояние», – посоветовал тренер. Екатерина Дегтерева

Рафтинг – экстремальный вид спорта

Рафтинг – далеко не самый популярный вид спорта в силу ряда причин. С одной стороны, мало кто о нем знает в принципе. С другой – для занятия рафтингом нужна особая местность, где есть реки с порогами. Но, возможно, самой важной проблемой является определенная опасность травмироваться во время занятий.

Однако так ли действительно высок риск, или это все предрассудки? Ведь многих останавливает именно страх за свое здоровье и жизнь при мысли о занятиях рафтингом. Тем не менее, если соблюдать определенные правила техники безопасности и пройти необходимую подготовку, то вероятность проблем будет сведена к минимуму. Активная страховка Важной составляющей предотвращения аварийных ситуаций является страховка. Она бывает активной и пассивной. К первой из них относятся: — страховка с берега (на «живца»). Суть ее заключается в том, что профессиональный спасатель прыгает в воду для того, чтобы достать пострадавшего; — страховка с воды. Это разнородная категория, в которую включены три подвида. Первый – это взаимная страховка, представляющий собой помощь судами друг другу. Второй подвид – страховка препятствия, когда выбираются самые опытные судна для помощи другим при прохождении сложного участка. Третий подвид – страховка тандемом, когда два равноценных экипажа страхуют друг друга с берега и на воде.

Пассивная страховка Пассивная страховка заключается в использовании принудительной чалки, кораблика или спасконца. Чалка нужна чтобы причалить к порогам, которые находятся поблизости, но самостоятельно сделать это не удается. В этом случае между берегами крепится веревка, одна часть которой достаточно тонкая, чтобы ее разорвать. Кораблик – это достаточно редкий способ страховки. А вот спасконец, который на сленге еще называется «морковка» или «граната», является крайне важным и очень распространенным методом страховки. Спасконец представляет собой стропу или веревку такой толщины и прочности, чтобы выдержать вес человека. Длина ее должна составлять 15-25 метров, на конце крепится карабин и поплавок – это позволит веревке не тонуть и обеспечит ее заметность.

Выставляется такая страховка в зоне досягаемости от ключевого, то есть самого сложного, места порога. При этом запас веревки должен быть не менее пяти метров. Крайне важно правильно определить место крепления, ведь бывает так, что лучше проплыть мимо, чем уцепиться за неудачно закрепленную «гранату». Поэтому конец крепится обязательно на берегу таким образом, чтобы уцепившихся за свободную часть веревки маятником прибило к безопасному пологому месту. Рассчитывать на то, что удастся просто вытянуть человека, не стоит – это крайне сложно физически.

Чтобы заняться рафтингом, можно приехать на нашу горную туристическую базу «Белая река» в Адыгее. Опытные инструкторы обеспечат необходимый инструктаж, а также будут сопровождать на протяжении всего сплава. Также у нас есть и много других развлечений – велопрогулки по горам, катание на лошадях, пешие походы с гидами, спортивные игры, джиппинг, баня и многое другое. Наши недорогие домики в горах ждут своих гостей!

Скорость и контактная борьба

После чемпионата Европы– Раньше в параллельном спринте спортсмены просто проходили дистанцию на скорость, сейчас же для зрелищности добавили сложность, – объясняет Екатерина Кожанова. – На трассы добавили буи – два справа по берегу и два слева, их как бы нужно брать против течения. Поэтому здесь важна тактика команды. Бывает, лодки не пересекаются, а иногда все рвутся к одному бую, и тогда начинается зрелище, которое так любят зрители, – перевороты, выпадения из лодки. Это настоящая жесткая контактная борьба.– После прохождения каждой дистанции командам начисляются очки, – рассказывает Екатерина Кожанова. – Максимально можно набрать тысячу очков. Обладатель наибольшего количества очков по итогам многоборья считается абсолютным чемпионом. Это самый престижный титул в рафтинге.

Скорость и контактная борьба
Скорость и контактная борьба

Сложности рафтинга

С первого взгляда может показаться, что рафтинг является несказанно опасным, но на самом деле это не так. Опытными гидами проверяется каждая потенциальная местность, а туристам предлагаются только максимально безопасные ее участки. По уровню сложности их разделяют на шесть категорий:

  1. Трассы 1 категории. Самые простые т.к. не отличаются большим течением, а наибольшую опасность представляют мелкие участки с возможными выступающими камнями.
  2. Трассы 2 категории. Сравнительно сложные т. к. на них встречается гораздо больше препятствий, так называемых бочек и сливов. В определенных участках наблюдается ускорение водяного потока.
  3. Трассы 3 категории. Сложные т. к. являются достаточно пологими и непредсказуемыми. На участках встречаются большие валы, а также многочисленные бочки и сливы.
  4. Трассы 4 категории. Очень непредсказуемые и сложные. Препятствия на таких участках непрерывны, течение очень быстрое. Прохождение такого участка требует постоянной маневренности.
  5. Трассы 5 категории. Необычайно сложные. Отдельные участки на таких трассах могут представлять серьезную опасность для здоровья и даже жизни. Помимо быстрого течения и большого количества бочек тут присутствуют также узкие проходы и другие опасные участки.
  6. Трассы 6 категории. Крайний уровень сложности. Трассы той категории требуют максимального уровня профессионализма так что рискуют их пройти далеко не все.
Сложности рафтинга

Занятно, что вне зависимости от уровня сложности каждую группу сопровождает опытнейший инструктор, что исключает возникновение несчастного случая.

Категории сложности

Длительность и сложность заплыва зависит от скорости речного течения, количества порогов и узких русел на пути. Существует международная шкала, которая определяет семь категорий сложности маршрутов.

Первая категория сложности предназначена для новичков и детей, вторая и третья требует навыков управления судном, а сложность с четвертого по шестой уровень предполагает наличие опыта и специальной подготовки. Седьмая группа присваивается рекам, которые пройти невозможно. Наиболее сложных рек 5-го и 6-го уровня в Украине нет.

Рафтинг может быть такимА может быть таким

Что представляет собой плот для сплава

Безусловно, надежность и безопасность плота – это то, что было учтено в данном виде спорта в первую очередь. Именно поэтому на сегодня сам «рафт» имеет такие характеристики:

  • надувная лодка из современных материалов;
  • специальная конструкция и форма;
  • высокая устойчивость на воде;
  • вместительность 4-20 человек.

Благодаря таким свойствам, надувной плот для сплава можно назвать «водным вездеходом». Но, чтобы беспрепятственно преодолеть маршрут, всё же необходимо ознакомиться со всеми правилами и изучить некоторые особенности.

  • Это интересно: Самые длинные реки на Земле

Мокрый комплект

Одежда, в которой вам предстоит плыть, непременно намокнет. Она должна быть либо непромокаемой, либо быстросохнущей. Натуральные ткани, вроде коттона, для этой цели не подходят. Джинсы, в которых удобно отдыхать и работать на берегу, на рафте быстро намокают, холодят тело и очень долго сохнут.

Проверенный эконом-вариант – лёгкая синтетика. Весной и осенью, в прохладную погоду надевают:

  • спортивные штаны и кофту из флиса или любой другой синтетической лёгкой ткани;
  • под кофту – тонкую футболку или гольф;
  • поверх всего – влагозащитные противобрызговые куртку и штаны, пошитые из мембранной ткани.

В летний зной обычно обходятся плавками или шортами и футболкой.

Для защиты от солнца и от ветра нужен головной убор. Весной и осенью это шапка, закрывающая уши, летом – шляпа, кепка, панама или бандана. Чтобы вашу шляпу в ветреную погоду не унесло вне пределов досягаемости, пришейте к ней резинку.

Носки – обязательная часть гардероба сплавщика, есть два возможных варианта: тонкие хлопчатобумажные или непромокаемые неопреновые. На рафт желательно одевать термобельё из полипропилена, оно прекрасно сохраняет тепло и почти не промокает. Высокая цена такого белья оправдывается комфортом, который получает его владелец.

Советы для новичков

Основная проблема, подстерегающая начинающих спортсменов, это излишняя самоуверенность и неправильная оценка рисков. Помните, что спуски на рафтах – это не только весело, но и опасно, требуется определенная подготовка, концентрация внимания. Новичкам нужно следовать рекомендациям:

  • учитывайте, что рафтинг – командный спорт, здесь важна слаженность между спортсменами и туристами, умение найти общий язык, относитесь к своим соратникам доброжелательно и уважительно;
  • гребите корпусом, а не руками, так вы будете медленнее уставать, сможете преодолеть большие дистанции;
  • оказавшись за бортом, не паникуйте, но постарайтесь оперативно вернуться на байдарку, для этого плывите в ее сторону, хватайтесь за веревку, которую вам бросят;
  • даже если плот перевернулся, старайтесь держаться за него, не уплывайте на расстояние;
  • выучите основные команды, используемые гребцами, например, суши, значит, что весла нужно положить на колени, а табань – ход назад.

Внимательно следуйте советам инструктора, помните, что за более опытными участниками стоят бесценные навыки и мастерство, поэтому смотрите, как делают они, повторяйте, соблюдайте дисциплину.

EuroTrip